Как понять, готов ли ваш ребенок к школе: важные критерии и нюансы диагностики

Что ребенок должен знать и уметь, собираясь в первый класс? Стоит ли отдавать его в школу, если 6 лет исполнится лишь в январе? На что опираться, принимая важное решение? Какие вообще есть критерии готовности ребенка к школе и как их проверить? Все эти вопросы очень волнуют родителей будущих первоклашек. В этой статье мы попытались дать на них ответы.

Ребенок готовится к школе - Neuroflex

Содержание

Шесть лет ребенку исполнится только в январе. Родители сомневаются, стоит ли отдавать его в школу в этом году. С одной стороны, сын или дочь уже умеет читать, писать и решает простые примеры — зачем терять время, сидя дома? С другой стороны, для первоклашек разница в возрасте даже в полгода может стать критической.

Как определить готовность ребенка к школе? Где пройти тестирование? И на какие критерии опираться, принимая решение?

Что такое готовность ребенка к школе и зачем ее проверять

Готовность ребенка к школе — это знания, навыки и поведенческие паттерны, которые позволяют детям учиться и достигать успехов в школе. Иногда родители считают, что готовность к школе — это лишь умение читать, писать и считать. Но это не совсем так.

Бесспорно, очень хорошо, если ребенок знает буквы и может написать свое имя. Однако, готовность ребенка к школе не ограничивается наличием лишь этих навыков. Для успешного обучения важна способность мыслить, запоминать и концентрироваться, когда этого требует ситуация.

Исследования [1] доказывают: дети, готовые к школе, обычно лучше учатся, а со временем так же легко достигают успеха в дальнейшей жизни. И наоборот, дети, которых отдали в школу раньше времени, могут переживать:

  • трудности в обучении,
  • социальную неадаптированность,
  • развитие зависимого поведения в подростковом возрасте,
  • страдания из-за низкой самооценки.

Психологическую готовность ребенка к школе, а также рекомендации касательно летних подготовительных занятий или других задач по развитию определяют по результатам развернутой диагностики. О ней мы подробнее расскажем в конце статьи, а сейчас остановимся на критериях, которыми руководствуются специалисты, работая с будущими школьниками.

Компоненты готовности к школе

Американская академия педиатрии [2] выделяет следующие критерии готовности ребенка к школе:

  1. Физиологическая готовность к школе (физическое здоровье, сенсорика и координация) предполагает, что на момент поступления в школу ребенок имеет развитую мелкую моторику (уверенно держит карандаш, владеет ножницами, может листать страницы в книге) и хорошую физическую координацию (может бегать, прыгать, лазить, играть в мяч и т. д.). Умеет правильно перенести простой графический рисунок в тетрадь. Может с помощью тактильных ощущений, зрения и слуха исследовать и познавать окружающий мир.
  2. Социальная готовность ребенка к школе: социальные навыки и эмоциональная зрелость. Обучение в школе — это, прежде всего, социальная активность. Младшие школьники познают мир, играя вместе со своими сверстниками. Им будет легче учиться, если они будут чувствовать себя комфортно в новом коллективе.
    Эмоциональная готовность к школе означает, что ребенок может:
    • ладить с другими детьми;
    • дружить и сочувствовать другим;
    • отстаивать свои интересы;
    • выражать свои эмоции;
    • говорить о своих потребностях;
    • играть (самостоятельно и с другими детьми);
    • выполнять задания с минимальной помощью взрослых;
    • следовать инструкциям и сотрудничать с другими;
    • сосредотачиваться и удерживать внимание;
    • ждать свою очередь;
    • преодолевать стресс, возникающий в новой школьной среде;
    • управлять своими эмоциями и ограничивать агрессивное поведение.
  3. Мотивационная готовность к школе и способ приобретения знаний ребенком. Для успешного обучения крайне необходимы любознательность, креативность, самостоятельность, способность к сотрудничеству и настойчивость.
  4. Речевые навыки предусматривают умение выражать свои мысли или потребности, внимательно слушать взрослых и других детей, четко говорить и понимать, о чем идет речь в рассказе.
  5. Интеллектуальная готовность к школе. О зрелости интеллекта свидетельствует умение:
    • выделить фигуру из фона, концентрировать внимание;
    • обращать внимание только на важную информацию, а также игнорировать неважную;
    • классифицировать явления;
    • различать звуки, из которых состоят слова;
    • связывать слово с образом;
    • удерживать в голове длинную инструкцию и соблюдать ее;
    • находить связь между предметами по признаку;
    • воспроизводить образец.

    А также ребенок должен знать, сколько ему лет, как зовут родителей; уметь считать до 10 и в обратном порядке. Может перечислить названия птиц и животных, а также названия профессий (которые есть вообще и профессий родителей) и рассказать, кем хочет стать.

К компонентам психологической готовности ребенка к школе также следует отнести навыки самообслуживания, когда ребенок может сам умыться, справить свои естественные потребности, одеться и обуться, убрать свои игрушки и сложить вещи.

Готовность к школе: диагностика

Чтобы объективно оценить готовность ребенка к школе, важно опираться на результаты диагностики. Качественная проверка предполагает нейропсихологические тесты, современные тесты интеллекта и интервью с родителями.

Для диагностики психологической готовности и мотивации используют опрос ребенка, во время которого выявляют:

  • хочет ли он в школу и почему;
  • понимает ли, что значит быть школьником;
  • готов ли рано вставать, самостоятельно собираться в школу, складывать учебники и школьные принадлежности, внимательно слушать на уроке, общаться с учителем и выполнять домашние задания.

Для оценки уровня развития интеллекта, познавательных навыков, моторики руки и общей осведомленности у современных психологов есть целый арсенал инструментов.

В нашем центре мы используем диагностические методики только от надежных издателей. В частности, тест Nepsy-II от британского издания Pearson. Он с высокой точностью определяет:

  • на каком уровне находится речевое развитие ребенка;
  • сформировались ли у него функция внимания, способность концентрироваться и контролировать импульсы и эмоции;
  • может ли ребенок выполнять математические и пространственные задачи;
  • понимает ли социальные взаимоотношения, собственные эмоции и эмоции других людей.

Дополнительно, если есть подозрение на нарушение интеллекта, мы проводим тест WPPSI-IV или Conners-3 при наличии признаков РДУГ (расстройство дефицита внимания и гиперактивности).

Эти методики помогают выявить неочевидные проблемы или задержку в развитии, если таковые имеются. Например, нарушение способности к овладению чтением или письмом (дислексия) или арифметикой (дискалькулия). Если их вовремя не скорректировать, то в школе они доставят немало проблем. Ребенок, не понимая, почему обучение дается ему сложнее, чем сверстникам, будет страдать из-за низкой самооценки и не захочет ходить в школу.

Иногда, обращаясь к нам за оценкой готовности к школе, родители получают шанс заблаговременно выявить такие риски нарушений и принять исправительные меры.

Поэтому, если вы не уверены, готов ли ваш ребенок к школе, можете обсудить свои сомнения с воспитателем вашего сына или дочери, обратиться к семейному врачу или проконсультироваться с детским психологом и сделать тестирование на готовность ребенка к школе.

Чтобы пройти проверку готовности к школе в центре Neuroflex, нажмите на кнопку и запишитесь на консультацию к нашим специалистам.

Источники

[1] Australian Government | Is your child ready for big school?

[2] Pediatrics official journal of the American Academy of pediatrics | School Readiness