
Содержание
Шесть лет ребенку исполнится только в январе. Родители сомневаются, стоит ли отдавать его в школу в этом году. С одной стороны, сын или дочь уже умеет читать, писать и решает простые примеры — зачем терять время, сидя дома? С другой стороны, для первоклашек разница в возрасте даже в полгода может стать критической.
Как определить готовность ребенка к школе? Где пройти тестирование? И на какие критерии опираться, принимая решение?
Что такое готовность ребенка к школе и зачем ее проверять
Готовность ребенка к школе — это знания, навыки и поведенческие паттерны, которые позволяют детям учиться и достигать успехов в школе. Иногда родители считают, что готовность к школе — это лишь умение читать, писать и считать. Но это не совсем так.
Бесспорно, очень хорошо, если ребенок знает буквы и может написать свое имя. Однако, готовность ребенка к школе не ограничивается наличием лишь этих навыков. Для успешного обучения важна способность мыслить, запоминать и концентрироваться, когда этого требует ситуация.
Исследования [1] доказывают: дети, готовые к школе, обычно лучше учатся, а со временем так же легко достигают успеха в дальнейшей жизни. И наоборот, дети, которых отдали в школу раньше времени, могут переживать:
- трудности в обучении,
- социальную неадаптированность,
- развитие зависимого поведения в подростковом возрасте,
- страдания из-за низкой самооценки.
Психологическую готовность ребенка к школе, а также рекомендации касательно летних подготовительных занятий или других задач по развитию определяют по результатам развернутой диагностики. О ней мы подробнее расскажем в конце статьи, а сейчас остановимся на критериях, которыми руководствуются специалисты, работая с будущими школьниками.
Компоненты готовности к школе
Американская академия педиатрии [2] выделяет следующие критерии готовности ребенка к школе:
- Физиологическая готовность к школе (физическое здоровье, сенсорика и координация) предполагает, что на момент поступления в школу ребенок имеет развитую мелкую моторику (уверенно держит карандаш, владеет ножницами, может листать страницы в книге) и хорошую физическую координацию (может бегать, прыгать, лазить, играть в мяч и т. д.). Умеет правильно перенести простой графический рисунок в тетрадь. Может с помощью тактильных ощущений, зрения и слуха исследовать и познавать окружающий мир.
- Социальная готовность ребенка к школе: социальные навыки и эмоциональная зрелость. Обучение в школе — это, прежде всего, социальная активность. Младшие школьники познают мир, играя вместе со своими сверстниками. Им будет легче учиться, если они будут чувствовать себя комфортно в новом коллективе.
Эмоциональная готовность к школе означает, что ребенок может:- ладить с другими детьми;
- дружить и сочувствовать другим;
- отстаивать свои интересы;
- выражать свои эмоции;
- говорить о своих потребностях;
- играть (самостоятельно и с другими детьми);
- выполнять задания с минимальной помощью взрослых;
- следовать инструкциям и сотрудничать с другими;
- сосредотачиваться и удерживать внимание;
- ждать свою очередь;
- преодолевать стресс, возникающий в новой школьной среде;
- управлять своими эмоциями и ограничивать агрессивное поведение.
- Мотивационная готовность к школе и способ приобретения знаний ребенком. Для успешного обучения крайне необходимы любознательность, креативность, самостоятельность, способность к сотрудничеству и настойчивость.
- Речевые навыки предусматривают умение выражать свои мысли или потребности, внимательно слушать взрослых и других детей, четко говорить и понимать, о чем идет речь в рассказе.
- Интеллектуальная готовность к школе. О зрелости интеллекта свидетельствует умение:
- выделить фигуру из фона, концентрировать внимание;
- обращать внимание только на важную информацию, а также игнорировать неважную;
- классифицировать явления;
- различать звуки, из которых состоят слова;
- связывать слово с образом;
- удерживать в голове длинную инструкцию и соблюдать ее;
- находить связь между предметами по признаку;
- воспроизводить образец.
А также ребенок должен знать, сколько ему лет, как зовут родителей; уметь считать до 10 и в обратном порядке. Может перечислить названия птиц и животных, а также названия профессий (которые есть вообще и профессий родителей) и рассказать, кем хочет стать.
К компонентам психологической готовности ребенка к школе также следует отнести навыки самообслуживания, когда ребенок может сам умыться, справить свои естественные потребности, одеться и обуться, убрать свои игрушки и сложить вещи.
Готовность к школе: диагностика
Чтобы объективно оценить готовность ребенка к школе, важно опираться на результаты диагностики. Качественная проверка предполагает нейропсихологические тесты, современные тесты интеллекта и интервью с родителями.
Для диагностики психологической готовности и мотивации используют опрос ребенка, во время которого выявляют:
- хочет ли он в школу и почему;
- понимает ли, что значит быть школьником;
- готов ли рано вставать, самостоятельно собираться в школу, складывать учебники и школьные принадлежности, внимательно слушать на уроке, общаться с учителем и выполнять домашние задания.
Для оценки уровня развития интеллекта, познавательных навыков, моторики руки и общей осведомленности у современных психологов есть целый арсенал инструментов.
В нашем центре мы используем диагностические методики только от надежных издателей. В частности, тест Nepsy-II от британского издания Pearson. Он с высокой точностью определяет:
- на каком уровне находится речевое развитие ребенка;
- сформировались ли у него функция внимания, способность концентрироваться и контролировать импульсы и эмоции;
- может ли ребенок выполнять математические и пространственные задачи;
- понимает ли социальные взаимоотношения, собственные эмоции и эмоции других людей.
Дополнительно, если есть подозрение на нарушение интеллекта, мы проводим тест WPPSI-IV или Conners-3 при наличии признаков РДУГ (расстройство дефицита внимания и гиперактивности).
Эти методики помогают выявить неочевидные проблемы или задержку в развитии, если таковые имеются. Например, нарушение способности к овладению чтением или письмом (дислексия) или арифметикой (дискалькулия). Если их вовремя не скорректировать, то в школе они доставят немало проблем. Ребенок, не понимая, почему обучение дается ему сложнее, чем сверстникам, будет страдать из-за низкой самооценки и не захочет ходить в школу.
Иногда, обращаясь к нам за оценкой готовности к школе, родители получают шанс заблаговременно выявить такие риски нарушений и принять исправительные меры.
Поэтому, если вы не уверены, готов ли ваш ребенок к школе, можете обсудить свои сомнения с воспитателем вашего сына или дочери, обратиться к семейному врачу или проконсультироваться с детским психологом и сделать тестирование на готовность ребенка к школе.
Чтобы пройти проверку готовности к школе в центре Neuroflex, нажмите на кнопку и запишитесь на консультацию к нашим специалистам.
Источники
[1] Australian Government | Is your child ready for big school?
[2] Pediatrics official journal of the American Academy of pediatrics | School Readiness