Мой ребенок не разговаривает. Что делать: бить тревогу или подождать?

Задержка речевого развития (ЗРР) — самая распространенная задержка обучения. Она встречается у каждого пятого ребенка. Однако если вовремя выявить проблему и начать коррекцию, то большинство детей догоняют своих сверстников. В этой статье расскажем о том, что нужно знать о развитии речи, какие этапы психического и речевого развития проходит ребенок, на что обращать внимание, чтобы не упустить задержку и как помочь своему ребенку разговориться.

Ребенок играет с мягкой игрушкой - neuroflex.ua

Содержание

Что такое речевое развитие

Нормальное развитие ребенка невозможно без речи, поскольку речь — это не только инструмент общения, но и средство мышления и воображения, управления своим поведением и осознания себя как личности.

Прежде чем говорить о задержке речевого развития, важно понять, что для полноценного общения ребенку нужно овладеть двумя видами речи: активным и пассивным. Активная (экспрессивная) речь — это процесс говорения, пассивная (рецептивная) — способность понимать, о чем говорят или просят другие. Например, когда ребенка просят принести мячик, он несет именно мячик, а не, скажем, шариковую ручку. Он легко отличает по значению слова «стул» и «стол», «ложка» и «вилка», «яблоко» и «конфета».

Развитие пассивной и активной форм речи не происходит одновременно. Сначала ребенок учится понимать других, слушая чужую речь, а уже потом — разговаривать.

О задержке речевого развития можно говорить, если в 1,5–2,5 года словарный запас малыша крайне мал, а овладение языковыми навыками замедлено. В то же время игровые, двигательные, социальные навыки и навыки понимания у него развиты в пределах нормы.

Некоторые языковые задержки временны. Они проходят сами или выравниваются с помощью дополнительных занятий. Однако иногда ЗРР является признаком более серьезной патологии, к примеру, проблем со слухом, дизартрии (искаженное или затрудненное произношение некоторых слов и звуков), нарушения интеллектуального развития, ЗПР (задержка психического развития) или расстройства аутистического спектра (РАС).

Малыш с мягкой игрушкой - neuroflex.ua

Вехи развития

Мозг ребенка начинает развиваться с момента зачатия, и 80% его созревает к трем годам. В течение этого времени продолжают формироваться нейроны, а также появляются и усиливаются связи между ними. Позже эти процессы замедляются.

До трех лет происходит и развитие речи. Поэтому чем быстрее родители и врачи выявят нарушения или задержку в развитии, тем больше шансов его скорректировать. Поэтому так важно знать, что в поведении и развитии ребенка — норма, а что выходит за ее пределы. Рассмотрим критерии психомоторного развития [1] детей раннего возраста.

От 0 до года

К 1 году большинство младенцев сознательно используют 5–10 слов, а также:

  • улавливают, откуда раздается звук;
  • реагируют на свое имя;
  • машут «по-ка» на прощание;
  • реагируют на просьбы вроде «Посмотри на маму»;
  • гулят с интонацией, будто говорят предложениями;
  • ведут простые диалоги: прислушиваются, когда говорит взрослый и лепечут в ответ, когда тот делает паузу;
  • произносят простейшие слова, такие как «па-па» или «ма-ма»;
  • понимают простые инструкции: «иди ко мне», «принеси мячик»;
  • показывают на рисунке знакомые объекты или вещи по просьбе родителей;
  • имитируют, по просьбе, звуки животных.

От года до 18 месяцев

В этом возрасте в активном словаре малыша уже более 10 слов. Он умеет объяснить, чего хочет с помощью слов «да», «нет» или «дай», возгласов, жестов и киваньем головы. На себе или на родителях показывает некоторые части тела.

Кроме того, малыш может:

  • копировать слова родителей;
  • имитировать реальный диалог;
  • использовать разную интонацию: вопросительную, когда о чем-то просит, например, «Сок?», или восклицательную, когда настаивает: «Сок!»;
  • спонтанно употреблять слова, а не просто реагировать на жесты и звуки;
  • использовать жесты и звуки для общения.

От 18 месяцев до 2 лет

В активном словаре ребенка более 50 слов. Малыш понимает характеристики предметов: размер, цвет, форму. У него появляется интерес к другим детям и первые попытки общения со сверстниками.

В этот период ребенок также:

  • активно наращивает словарный запас;
  • может сформулировать словосочетание из двух слов, которые могут иногда не согласовываться, например: «Я не ходить», «Я не читать книгу»;
  • отвечает на вопрос «Как тебя зовут?» и «Сколько тебе лет?»;
  • может назвать, что изображено на рисунке, находится в комнате или на улице;
  • знает названия животных, а иногда имитирует их звуки («му», «ко-ко» и т. д.);
  • может принести предмет по просьбе взрослого;
  • показывает некоторые части тела по просьбе взрослого;
  • указывает на интересные предметы или события, призывая взрослого посмотреть на них;
  • приносит вещи или игрушки, чтобы показать;
  • указывает на объекты и ждет, чтобы взрослый их называл;
  • использует сюжетно-ролевые игры вроде приготовления пищи;
  • общается жестами и словами с родителями или с любимой куклой / игрушкой.

После 1,5 года и до 2 лет важно обращать внимание на то, как хорошо ребенок способен понять то, что ему говорят. Отвечает ли он на вопросы и реагирует ли на просьбы? Эти критерии помогают понять, есть ли у малыша задержка речевого развития.

Ребенок в окружении игрушек - neuroflex.ua

От 2 до 3 лет

В этом возрасте обычно происходит взрыв в речевых и словесных навыках детей. Словарный запас ребенка возрастает до 200 слов, а иногда и больше. Ребенок начинает идентифицировать себя словами: «Я», «Я сам», «Мое». Учится считать и задает вопросы: «Что это?», «Кто это?». Может связно пересказать простые события, а также начинает [2]:

  • сочетать три или более слов в предложение, например: «Папа идет», «Кукла моя» и «Я хочу сок» (строение предложения все еще может быть грамматически некорректным);
  • различать цвета, формы и понятия, такие как «маленький» — «большой»;
  • пересказывать истории из книг, которые ему часто читают;
  • изучать и петь простые песенки;
  • рассказывать простой стих или завершать последние слова в строке за взрослым;
  • выражать свои чувства словами: «Я хочу есть», «Максим грустный»;
  • указывать на части тела и общие предметы;
  • запоминать время суток;
  • выполнять словесные команды без подкрепления жестами вроде: «Поставь чашку на стол».

В этот период стоит обращать внимание не на количество слов, которыми оперирует ребенок, а на то, увеличивается ли его словарный запас каждую неделю.

Признаки задержки речевого и психического развития

В три года посторонние люди могут все еще не понимать вашего ребенка так же хорошо, как вы. Но все же должна прослеживаться устойчивая тенденция, что речь малыша становится четче. Кроме речевых критериев, есть еще и некоторые проявления в поведении, которые могут указывать на задержку в развитии ребенка. На них тоже стоит обратить внимание.

К врачу необходимо обратиться, если ваш ребенок:

  • не использует указательный жест после года или же он появился уже после 3-х лет;
  • не понимает вас, не реагирует на ваши просьбы, как будто не слышит;
  • не реагирует на свое имя;
  • не смотрит вам в глаза;
  • не интересуется другими людьми или детьми, будто находится в собственном пузыре;
  • не замечает вас, когда вы находитесь в комнате;
  • не использует указательный жест, когда хочет взять какую-то вещь, а берет руку взрослого, чтобы тот взял предмет, или кричит, подходя к желаемой вещи;
  • не играет в сюжетно-ролевые игры, не имитирует процессы;
  • не интересуется игрушками, использует их не по прямому назначению. Например, составляет из них пирамидку или выставляет их в ряд; играет с крупами, пересыпая их из баночки в баночку, или камешками, складывая их в кучки, или дверцами мебели, бесконечно закрывая и открывая их;
  • длительное время играется, лежа на полу;
  • раскачивается, сидя на одном месте, не обращая ни на что внимание;
  • ходит на цыпочках;
  • разборчив в еде, отдает предпочтение продуктам определенного цвета, консистенции или формы. Например, ест только жидкое, отказывается от фруктов и овощей, скажем, красного цвета и т. д.;
  • чрезмерно пугается громких звуков и закрывает уши;
  • сложно овладевает новыми навыками, такими как приучение к горшку, использование ложки и вилки;
  • сопровождает банальные гигиенические процедуры вроде чистки зубов или стрижки ногтей, громкими истериками и бурным сопротивлением;
  • склонен к «ритуальному» поведению, например, надевает лишь одну конкретную футболку и не дает с себя ее снять, выбирает определенный маршрут и не позволяет его изменить;
  • не обнимается, как другие дети;
  • не улыбается в ответ;
  • как будто не слышит определенных звуков, как то: сигнал автомобиля или мяуканье кота, но реагирует на свое имя;
  • любит играть в одиночку;
  • имеет устойчивый интерес к предметам, которые маленьких детей обычно не интересуют (например, носит с собой фонарик или шариковую ручку);
  • произносит буквы, цифры или слова из телевизионных мультфильмов, но не может использовать слова, чтобы о чем-то попросить;
  • не осознает опасность, не понимает запретов (выбегает на проезжую часть вопреки вашим замечаниям, прыгает с высоты), кажется, что ребенок не чувствует боли;
  • использует нетипичные для ситуации слова и фразы или проигрывает сценарии из телевизионных программ.

Больше информации об основных вехах развития детей можно найти на сайте CDC (Центры по контролю и профилактике заболеваний), а для оценки навыков воспользоваться инструментом «красные флажки» или записаться в центр Neuroflex.

Ребенок с игрушечным самолетом - neuroflex.ua

Что делать, если заподозрили задержку речевого развития?

Причин задержки речевого развития у детей может быть множество. Иногда они вызваны определенными бытовыми факторами, которые можно легко убрать, а иногда — серьезными пороками развития. Подробнее об этом далее.

Бытовые

К бытовым причинам ЗРР относим:

  • Использование гаджетов до трех лет. Гаджет, безусловно, дает свободу родителям, но одновременно становится бомбой замедленного действия в маленьких ручках, которые должны изучать мир, а не тыкать по экрану. Развитие речи невозможно без развития мелкой моторики (рисование, лепка, завязывание шнурков и застегивание пуговиц) и общей моторики (способность скоординировано двигаться, бросать и ловить мячик, подниматься по лестнице). К тому же реальный мяч в руках ребенка отличается от изображенного на экране, что очень искажает представление малыша о мире. Раннее знакомство с Интернетом также становится причиной вспышек агрессии, проблем с питанием, сном и успокоением.
  • Билингвизм (двуязычие). Существует распространенное мнение, что двуязычная среда является одной из причин задержки развития речи у детей. Однако исследования этого не подтвердили [3]. К подростковому возрасту словарный запас во всех языках начинает соответствовать уровню одноязычных сверстников. А двуязычие стимулирует дальнейшее когнитивное развитие.

Физиологические причины

Доказано, что причиной возникновения ЗРР чаще являются физиологические факторы или другие пороки развития и задержки психического развития. К ним относятся:

  • проблемы с уздечкой и небом, что затрудняет образование звуков и слов;
  • врожденные пороки слуха;
  • проблемы со слухом, вызванные ушными инфекциями;
  • патологический (повышенный или пониженный) тонус мышц;
  • общая задержка развития;
  • расстройство речи;
  • нарушение обучения;
  • церебральный паралич;
  • расстройство аутистического спектра (РАС).

Ребенок играет с фигурками морских животных - neuroflex.ua

Как быть, если у ребенка задержка речевых навыков?

Лучше всего своего ребенка знают только родители. Поэтому, если вы заметили, что развитие малыша не соответствует возрастным нормам, или, если до 1–2 лет он развивался нормально, а потом начал терять свои навыки, обратитесь за консультацией к специалисту.

Обычно первичный прием должен проводить семейный врач и детский невролог. Они проверят соответствие развития ребенка возрастным нормам и наличие рефлексов, а при необходимости назначат консультацию других специалистов: сурдолога (для проверки слуха) и отоларинголога (для подтверждения или исключения ушных инфекций). Если есть подозрение на задержку развития, родителям предложат обратиться к детскому психиатру.

Чтобы исключить другие пороки развития или сопутствующие проблемы, специалисты проверят:

  • понимает ли ребенок, что ему говорят;
  • может ли выразить свои мысли словами;
  • как он выражает свои мысли и потребности.

Если проблема лишь с активной речью, малышу назначат консультацию логопеда.

В случае же одновременной задержки активной и пассивной речи без проблем со слухом, ребенку порекомендуют пройти обследование для исключения или подтверждения задержки психического развития или РАС.

ЗРР: лечение задержки развития речи у детей

Лечение ЗРР у детей (правильнее сказать, коррекция) не ограничивается только лишь занятиями с логопедом. Обязательным является и наблюдение у следующих специалистов:

  • Невропатолог — врач, который занимается проблемами развития центральной и периферической нервной системы. В случае выявления неврологической патологии, которая может спровоцировать появление речевых проблем, начинает лечение с 1 года.
  • Логопед-дефектолог — специалист по коррекции речи, который помогает малышу развивать мышление и память, моторику, внимание, учит правильно произносить звуки, строить предложения и составлять рассказы. К нему в случае задержки речевого развития обращаются в возрасте 2–2,5 года.
  • Нейропсихолог — клинический психолог, который занимается нарушениями функций мозга. Проводит нейропсихологическую диагностику и выявляет причины трудностей в обучении и поведении ребенка. А также в случае необходимости проводит занятия по нейропсихологической коррекции.
  • АВА-терапевт в случае РАС — специалист, отвечающий за коррекцию поведения. Анализирует его и разрабатывает последовательные шаги, чтобы закрепить желаемое поведение и / или погасить нежелательное. Обучает малыша новому желаемому поведению.

Отец играет с дочерью - neuroflex.ua

Как помочь ребенку с развитием речи?

Однако для успешного лечения ЗРР у детей одной лишь помощи логопеда, невролога или другого специалиста недостаточно. Родители тоже должны интенсивно работать с ребенком, чтобы помочь ему развить речевые умения и навыки. Что же они могут делать?

Разговаривать с ребенком в течение дня. Активное общение способствует развитию речи. Общайтесь со своим ребенком: задавайте вопросы, слушайте ответы, комментируйте свои действия. Используйте знакомые малышу слова, новые добавляйте постепенно. Указывайте на предметы или звуки дома, в продуктовом магазине, в машине и т. д. Говорите медленно и разборчиво. Слишком быстрый темп речи мешает ребенку распознавать слова.

Быть внимательным и слушать. Дайте малышу закончить мысль, не прерывайте его, не игнорируйте его высказывания. Переспросите, если чего-то не поняли.

Читать малышу или же устраивать прослушивание сказки. А вот просмотр телевизора — плохая идея. Информационный шум перегружает мозг малыша и мешает ему осмысливать слова, которые он слышит.

Поощрять общение со сверстниками. Это стимулирует вербальную коммуникацию, даже если ребенок вначале будет говорить с ошибками.

Провести лечение ушных инфекций или любого другого заболевания, которое может повлиять на слух.

Поощрять своих детей как можно больше играть вместе. Это может быть даже катание мяча вперед-назад, ведь здесь тоже необходима коммуникация и выработка правил.

Источники

[1] HealthyChildren from AAP | Language Delays in Toddlers: Information for Parents

[2] HealthyChildren from AAP | Language Delays in Toddlers: Information for Parents

[3] PubMed | Practitioner Review: Multilingualism and neurodevelopmental disorders — an overview of recent research and discussion of clinical implications

PubMed | Language Abilities in Monolingual- and Bilingual- Exposed Children with Autism or Other Developmental Disorders

NCBI | Bilingualism in the Early Years: What the Science Says