Расстройства развития школьных навыков
Основные навыки, которыми должен овладеть ребёнок в начальной школе, — это чтение, письмо, счёт. Если достижения ребёнка в одном из этих навыков отстаёт на 1 — 2 года от возрастной нормы, то у него может быть диагностировано одно из расстройств школьного обучения.
5% детей имеют расстройства школьного обучения
Дислексия
Дислексия — нарушение способности к чтению. Ребёнок с таким расстройством всячески старается избежать ситуаций, когда ему надо читать. Садясь за книгу, он жалуется на головную боль или боль в животе, хотя до этого был абсолютно здоров. Он путает буквы, переставляет их местами, с трудом понимает прочитанное.
В дошкольном возрасте признаками дислексии может быть:
- позднее овладение речью;
- медленый рост словарного запаса;
- сложности в произношении длинных слов (ребёнок переставляет местами буквы и слоги в слове);
- трудности запоминания букв и соотнесении со звуками;
- нечувствительность к простым рифмам (дрова — трава);
- плохое запоминание цветов, форм, дней недели и месяцев.
Также такой ребёнок может быть неуклюжим, неловким — часто роняет вещи, ударяется о предметы, не может поймать брошенный ему мяч, путает «право» и «лево».
В школьном возрасте симптомы дислексии становятся более очевидными, поскольку дети уделяют много времени освоению чтения и письма. Вот несколько характерных проявлений дислексии у детей в возрасте от 7 до 12 лет:
- проблемы с запоминанием названий букв и соответствующих звуков;
- многочисленные орфографические ошибки;
- путаница с похожими по написанию буквами и цифрами;
- чтение вслух вызывает значительные трудности: ребёнок читает медленно, с большими паузами и ошибками;
- сохраняются трудности с запоминанием последовательностей дней недели, месяцев и алфавита;
- ребёнок неловкий, мелкая моторика развита плохо — трудно застегнуть пуговицы, завязать шнурки и т.д.
В подростковом возрасте симптомы дислексии сглаживаются, но кроме вышеперечисленных могут дополнительно включать в себя:
- сложности с выражением своих мыслей в письменном виде;
- неверное произношение слов и ударений, ошибки в падежных окончаниях;
- проблемы с пониманием шуток, переносного смысла;
- трудности с освоением иностранных языков;
- сложности с запоминанием.
Дисграфия
Дисграфия — устойчивое нарушение письма. Ребёнок всячески старается избегать письменных заданий, много отвлекается. Часто дисграфия и дислексия проявляются вместе. Полная неспособность читать и писать называется аграфией.
Вот несколько выраженных симптомов дисграфии:
- медленная скорость письма;
- почерк неразборчивый;
- ребёнок проговаривает слова во время письма;
- пропуски букв, слогов и слов;
- сложности в расположение слов на листе — большие пропуски между слов, залезания на поля, нехватка длины строки и т.д.;
- необычная поза во время письма.
Орфографические ошибки или плохой почерк сами по себе не могут быть основание для постановки медицинского диагноза. Однако расстройство письма может сигнализировать о наличии и других расстройств развития школьных навыков, а также навыков планирования и самоконтроля.
Плохой почерк может быть признаком нейропсихологического неблагополучия
Дискалькулия
Дискалькулия — расстройство освоения арифметических навыков. Ребёнку сложно оперировать математическими категориями, трудно освоить математические действия, а также понятия «число», «количество», «треугольник». Задания, связанные со счётом, могут вызывать тревогу и беспокойство.
Некоторые симптомы дискалькулии:
- непонимание времени по часам со стрелками;
- неспособность определить какое из двух чисел больше;
- трудности в применении на практике теоретических математических знаний;
- сложности с запоминанием и воспроизведением названий чисел;
- трудности с пониманием графиков и планированием времени;
- сложности с устным счётом.
Причины возникновения и пути помощи
Перечисленные расстройства развития школьных навыков не являются следствием снижения интеллекта или педагогической запущенности. Данные нарушения имеют нейробиологическую основу и могут проявляться самостоятельно или быть частью других расстройств. Сложности с обучением могут возникать при наличии у ребёнка нейропсихологических нарушений. Вероятность возникновения расстройств развития школьных навыков выше, если в у одного из родителей были похожие трудности.
Не ругайте ребёнка за его «нерадивость», научите снимать стресс и постарайтесь организовать максимально комфортный для ребёнка режим обучения. Старайтесь всячески заинтересовать ребёнка изучением письма и арифметики. Критически важно соблюдение режима сна и отдыха.
Если в поведении ребёнка вы обнаружили несколько признаков нарушения навыков школьного обучения, пройдите диагностику у нейропсихолога. Своевременная диагностика и коррекция помогут вашему ребёнку учиться с удовольствием.